История начиналась в далеком 1937 году. На складах компании Hormel Foods скопилось неликвидное мясо, которое никак не могли продать. Выход был найден в изготовлении нового продукта – «ветчины со специями» или «перченой ветчины», то есть spiced ham.
Конечно, к настоящей ветчине изделие из приправленного колбасного фарша имело очень далекое отношение, и покупателей у этого не слишком аппетитного изделия было не так много, как хотелось бы хозяевам фирмы. Поэтому для сбыта продукции были предприняты все возможные меры. Был заключен контракт на поставку консервов с фаршем в военные ведомства (благодаря этому в послевоенной Англии слово «спам» уже приобрело значение чего-то совершенно непотребного).
А еще хозяин фирмы развернул масштабную маркетинговую кампанию, и очень долгое время приставучие песенки о вкусном «спэме» (так звучит слово на английском) играли практически в каждом радиоприемнике и на каждой радиостанции. И, хотя слава о продукте в те времена шла не самая лучшая, в настоящее время компании Hormel Foods вполне себе существует и выпускает ветчину в больших объемах.
Но, как водится, история получила продолжение. Спустя почти 40 лет известная британская комик-группа «Монти Пайтон» выпустила веселый скетч, в котором обыгрывалась тема продукции «Спам». То хор викингов поет оду этой ветчине, то все блюда в кафе содержат колбасный фарш. После этого слово «спам» стало прочно ассоциироваться с надоедливой информацией. Производителям, к слову, скетч понравился. Даже была выпущена линейка консервов с оформлением в духе «Монти Пайтона».
А вот дальше ситуация полностью вышла из-под контроля. В 1978 году бизнесмен Гэри Терк был в крайне затруднительном положении. Для рекламы своих IT-услуг и привлечения новых покупателей он прибегнул к новому на тот момент приему – он разослал 600 электронных писем американским пользователям. Так начиналась эра назойливой рекламы.
К тому моменту слово «спам» уже было у всех на слуху. Оно широко употреблялось в среде студенческой молодежи, которая любила многопользовательские онлайн-игры. А в марте 1993 года из-за ошибки программиста и вовсе случилось неординарное (на тот момент) событие. На пользователей сети обрушился шквал одинаковых сообщений. Пока программу рассылки не отключили, работа сети была парализована. В этот момент и появился термин «заспамить».
Надо сказать, что первые спамеры неплохо зарабатывали. Гэри Терк, хоть и получил звание «отца спама», заработал на рассылке 14 миллионов долларов. И сейчас он почетный бизнес-консультант.
Для борьбы со спамом многие производители уже давно начали выпускать специальные программы. Компания Hormel Foods даже пыталась судиться, но процесс проиграла – суд не нашел связи между почтовой рекламой и ветчиной.
Сейчас назойливую и часто ненужную почтовую спам-рекламу мы встречаем каждый день в своей почте. А что же СПАМ-ветчина? По статистике в 1990-х годах в США съедалось 122 миллиона банок в год, почти 30% семей обязательно включали этот продукт в свое меню. Все потому, что главное преимущество такой ветчины – низкая цена. Особенно популярна продукция СПАМ на Гавайях, здесь очень любят блюдо, когда кусочек СПАМа кладут на рис и заворачивают в полоску листа нори. Также на гавайских островах продают экзотические вариации ветчины – с медом, беконом и очень острую.
Широко распространена ветчина СПАМ на Филиппинах. Во многих ресторанах Великобритании, Японии, Южной Кореи и других стран ее включают в состав рулетов, бургеров и других блюд. В этом случае, конечно, производят уже не дешевый низкосортный продукт, а вполне себе качественную продукцию.
А что еще интересно — в Остине США действует Музей спама, там же проводится национальный конкурс рецептов спам-ветчины, а на Гавайях ежегодно устраивается Спам-джем с развлечениями, фейерверками и дегустациями.
К слову, в последнее время мясные продукты пытаются создавать самыми нестандартными способами – то печатают куски мяса на 3D-принтере, то вообще создают мясо из воздуха.
Вот такие дела!